Центр семьи и детства «Солнышко мое», Краснодар, раннее развитие, английский для детей, студии для детей, подготовка к школе

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или их заменах одних речевых звуков другими, в недоразвитии связной речи.

К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания специалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.

Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил.

Нарушение звукопроизношения, далеко не всегда носит только «косметический» дефект. У одних детей  оказывается  неполностью  сформирована система звуков языка (фонем): такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки или заменяют их другими. Вместо «Русь» произносят «Гусь» или «Лусь», а могут произнести и «Усь». У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются.

Подобные недостатки звукопроизношения могут касаться отдельных звуков или группы звуков, т.е. быть простыми и сложными. В сложных случаях речь ребёнка вследствие замен, смешений, искажений в произношении звуков может быть непонятной для окружающих. Сами недостатки произношения могут быть обусловлены тем, что ребёнок

-не различает на слух некоторые звуки  (нарушение фонематического слуха)В таких случаях он сам неполностью будет воспринимать речь, так как не может различать слова, близкие по звучанию;

— либо тем, что у него не сформировались необходимые движения органов артикуляции (прежде всего губ и языка) или выработались неправильные артикуляционные движения.

Устная речь — первична! Нет устной речи — не будет и письменной, т.к. письменная речь это перекодировка звуков в буквы. Какова же будет перекодировка, если есть нарушения звукопроизношения? Я думаю, что нетрудно догадаться, что на письме возможны ошибки, а во многих случаях они неизбежны.

Недоразвитие связной речи приводит к тому, что ребёнок не может передать свои наблюдения, впечатления в последовательном рассказе, поэтому его ждут неудачи на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ведь процесс обучения предполагает обязательные выступления школьников перед аудиторией и умение не только чётко и логически обоснованно построить свою речь, но и преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей.

Важно отметить, что неумение общаться с окружающими формирует у детей ряд отрицательных черт поведения. Этого можно избежать, сформировав у ребёнка уверенность в том, что он — хороший собеседник, что он умеет общаться с окружающими.

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребёнка! Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний!

Поэтому, как учитель-логопед, работающий не один год с детьми, я посчитала нужным рассказать Вам, уважаемые родители будущих первоклассников, с какими проблемами могут столкнуться ваши дети и Вы. Не откладывайте ваш визит к логопеду,  хотя бы просто для того чтобы узнать данные обследования вашего ребёнка и может быть получить рекомендации по исправлению каких-то «малозначительных» дефектов звукопроизношения.

В три года Ваш малыш должен пройти полное медицинское обследование, в число обследующих врачей, входит и логопед. Отнеситесь со всей серьёзностью к советам и рекомендациям  специалиста. Узнайте, нет ли отклонений в развитии артикуляционного аппарата вашего малыша.

Не забывайте, что школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования, к явно нестандартной массе учеников. Помогите своему ребёнку достичь тех «стандартов» дошкольной подготовки, чтобы школьная жизнь вашего ребёнка была радостным моментов в жизни всей вашей семьи!

 

Каракай Елизавета Николаевна
учитель-логопед высшей·категории.

Закрыть меню
СОЛНЫШКО МОЕ
Ваши вопросы!
close slider