Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно и правильное произношение.
Но даже, если ребенок все звуки произносит верно, часто не различает на слух некоторые из них, а это сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, проявляется в ошибках на письме.
Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок на письме.
Уверена, каждый помнит, как сильно переживал из-за грамматических ошибок, исправленных красной ручкой учительницы. Причиной грамматических ошибок является снижение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки.
Я предлагаю игровую систему развития фонематического слуха у дошкольников. Все задания, на развитие у ребенка умения воспринимать и различать звуки речи, делать весело, а, придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.
Поэтому важно развить у ребенка фонематический слух.
Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.
1.С этой целью предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.
— Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
А) Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук — сук; бом — сом; мишка — миска; коза — коса; лужа — лыжа.
Б) Рассказать о значении слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?»
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бак — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха.
Развитие фонематического восприятия
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1 — узнавание неречевых звуков;
2 — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3 — различение слов, близких по звуковому составу;
4 — различение слогов;
5 — различение звуков;
6 — анализ звукового состава слова.
В следующий раз мы рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы: это различение и узнавание неречевых звуков.
До скорой встречи!
Каракай Елизавета Николаевна
учитель-логопед высшей·категории.