ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВОМ НЕ ТАК, КАК МЫ ОЖИДАЕМ 🤷🏻♀️
Бывает, что мы показываем малышу, как наклеить кружок на бумагу, но вместо этого он начинает размазывать клей по столу или рвать бумагу. А после нашей попытки показать «как надо» — капризничает и убегает.
⠀
Почему так и что делать❓
⠀
У детей до 3 лет иное отношение к творческим материалам. Для них всё, что они делают — инструмент познания своих возможностей и возможностей физического мира.
⠀
Поэтому малыши начинают не с того, что рисуют картинку, а с каракулей, с штрихов, точек, петель, клякс, пятен. Они приклеивают — и тотчас отрывают приклеенное. Они красят клеем бумагу. Они отдельно красят клеем и раскладывают фигуры по бумаге. Стряхивают их. С изумлением смотрят, что они падают. Или вообще не обращают на это внимание. И эта работа с исследованием самого художественного средства — важна и актуальна.
⠀
Большую ценность для отработки конкретного навыка и для развития личности имеет деятельность, которую ребёнок спроектировал и воплотил сам. Задумал положить кружок в некое место листа — и положил. Важное хочется повторить. Для этого одинаково логично с точки зрения малыша и несколько кругов приклеить, и один приклеить-оторвать-приклеить-оторвать. А сопротивление при нашем вмешательстве — вполне отчётливый протест человека, которому мешают заниматься его делом.
⠀
Во многих ситуациях взрослому важно настоять, чтобы ребёнок делал что-то именно так, как показано и как от ребёнка требуется. Взрослый обязан руководить ребёнком, ради безопасности, ради неочевидной пользы. Например, соблюдение режима дня: в моменте не понятно, чем хорошо перестать делать одно и перейти к другому, но порядок во времени полезен ребёнку. Или когда малыш увлечённо режет штору — мы прерываем и предлагаем альтернативу.
⠀
Но если ребёнок уже занят, и ничего не портит, то не нужно вмешиваться. Там, где вы можете дать ребёнку самому руководить своим делом, — дайте. И пусть малыш учится отвечать за то, что он делает. Сам.🐯